Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Наука - Наука и инновации в Республике Беларусь

Инновационный путь развития Беларуси

 

В последние 15 лет в Беларуси достаточно четко определена стратегия национальной политики в отношении науки и инноваций как важнейших факторов социально-экономического развития. В условиях государственной самостоятельности, при ограниченных сырьевых и топливно-энергетических ресурсах рост эффективности национальной экономики прогнозируется на основе развития обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг, для поддержания которых в конкурентоспособном состоянии необходим адекватный уровень развития научно-технического потенциала. Задача последнего состоит как в производстве новых знаний, так и в использовании достижений отечественной и мировой науки и технологий. Политика белорусского государства, таким образом, ориентирована на развитие интеллектуальных ресурсов.



Имеющиеся в настоящее время в стране научно-технические ресурсы – накопленные знания, научные кадры, материально-техническая база и система финансового обеспечения науки – оцениваются как достаточные стартовые условия для дальнейшего развития, которые существенно зависят от инновационной активности производственной сферы – основного потребителя результатов исследований и разработок. Наука Беларуси остается важным фактором становления экономики страны в условиях переходного периода. С ее непосредственным участием достигается развитие наукоемких отраслей промышленности, наращивание экспортных возможностей отдельных отраслей и производств, рост качества продукции, научное обеспечение сельского хозяйства, здравоохранения, экологии.



Подчеркивая особую роль науки в развитии государства, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем докладе на Третьем Всебелорусском народном собрании (2 марта 2006 г.) отметил: «Наука должна стать питающей средой инноваций, а инновации – основой развития экономики. Именно эта цепочка: умный, толковый, трудолюбивый и образованный человек – инновации и благосостояние – призвана обеспечить намеченный социально-экономический рост нашей страны».



В новых экономических условиях научно-техническая сфера не застыла на старых позициях, она существенно изменилась как по ориентации ученых и специалистов на рыночные механизмы, так и по организации самой научно-технической деятельности. Участие исследовательских коллективов и отдельных ученых в различных конкурсах на выполнение научных и научно-технических программ и проектов дало новые возможности для проявления инициативы, качественного обновления тематики, поисков потенциальных пользователей научной продукции в стране и за рубежом, формирования новых программ и проектов, что свидетельствует о новом качестве в организации исследований.



Подтверждением этому стал переход с 2006 г. на выполнение нового типа программ – государственных комплексных целевых научно-технических программ. Каждая из 11 таких программ представляет собой комплекс государственных научно-технических программ и государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, взаимодополняющих друг друга в рамках соответствующих приоритетных направлений научной и научно-технической деятельности, направленный на обеспечение полного инновационного цикла, начиная от фундаментальных научных исследований и заканчивая внедрением научной и научно-технической продукции в производство, и реализацию приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.



Республика Беларусь избрала инновационный путь развития, в основе которого – опора на широкое освоение результатов исследований и разработок в производстве. Активизация инновационной деятельности определена одним из приоритетов государства. Как отметил в апреле 2004 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в ежегодном послании Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу, стратегической целью является создание в Беларуси уникальной, благоприятной среды для развития высоких технологий – своеобразного аналога Силиконовой долины, в которой совокупность экономических, социальных и правовых условий деятельности будет превосходить уровень, достигнутый на сегодняшний день в мире.



Практическим воплощением этих подходов и масштабных целей стало создание в 2005 г. республиканского Парка высоких технологий. В марте 2007 г. Президентом Республики Беларусь утверждена и реализуется Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В октябре 2009 г. Правительством утверждена Государственная программа «Инновационные биотехнологии» на 2010–2012 годы и на период до 2015 года. В ее рамках планируется создать биотехнологический сектор экономики, включающий ряд новых и модернизированных предприятий. Ожидаемый общий объем реализации продукции и услуг в результате выполнения программы в 2015 году составит 500 млрд рублей, импортозамещение – 150 млн долл. США, экспорт – 60 млн долл. США. Постановлением Правительства Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. № 1566 утверждена Государственная программа по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в Республике Беларусь на 2010–2014 годы и на период до 2020 года. Ее реализация обеспечит концентрацию усилий на создании по отечественным технологиям производств дорогостоящих фармсубстанций (около 1000 долл. США за единицу продукции) и уникальных лекарственных препаратов, производство которых в Республике Беларусь, странах СНГ и ближнего зарубежья в настоящее время отсутствует. Кроме того, НАН Беларуси совместно с Министерством энергетики и Министерством по чрезвычайным ситуациям разработана и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. № 1116 утверждена Государственная программа «Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009–2010 годы и на период до 2020 года».



Целенаправленная государственная политика по поддержке инновационной деятельности обеспечила преобладание в структуре экономики Беларуси высокотехнологичных и экспортоориентированных производств. В 2008 г. в различных отраслях белорусской экономики использовалось около 21,4 тыс. передовых производственных технологий, с начала внедрении 49% из них прошло не более 5 лет. За 2008 г. на основе внедрения результатов исследований и разработок в 103 организациях и предприятиях создано 375 передовых производственных технологий, из них 318 являются новыми в стране, 52 – новыми за рубежом, 5 – принципиально новыми.



Затраты на технологические инновации в промышленности Беларуси в 2008 г. составили 2,95 трлн. руб., из них 61,3% – за счет собственных средств организаций и предприятий. Повышается инновационная активность промышленных предприятий. Если в 2002 г. инновационную деятельность осуществляли 325 белорусских предприятий, то в 2008 г. – 371. Объем инновационной продукции, отгруженной промышленными организациями, в 2008 г. составил 13,4 трлн рублей. Инновационно активные промышленные организации кооперировали свои усилия по выполнению исследований и разработок в основном с субъектами в пределах Республики Беларусь (84,9% от общего количества совместных проектов), стран-членов ЕС и других стран Европы (7,9%), Российской Федерации (7,2%).



Одной из важнейших социально-экономических задач, стоящих перед научно-производственной сферой страны в настоящее время, является обеспечение дальнейшего роста эффективности использования научных разработок с целью расширения объемов создания на их основе продукции и производств, отвечающих мировому уровню. На повышение конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей, решение проблем импортозамещения и расширение экспортного потенциала страны при максимальном удовлетворении потребностей внутреннего рынка нацелена утвержденная Правительством Республики Беларусь Государственная программа освоения в производстве новых и высоких технологий на 2006–2010 гг., государственным заказчиком которой определена НАН Беларуси, а головной организацией-исполнителем – государственное научно-производственное объединение «Центр»;, входящее в состав Академии наук. Результаты выполнения аналогичной программы в 2003–2005 гг. свидетельствуют о высокой эффективности ее влияния на развитие высокотехнологических производств в республике: на 1 руб. вложенных в финансирование указанной программы средств получено более 8 руб. прибыли за счет выпуска освоенной продукции и технологий.



Дальнейшее устойчивое развитие может быть обеспечено лишь при условии укрепления научно-технического потенциала, объединения усилий науки и производства. В настоящих условиях и в будущем критериями оценки эффективности научно-технической продукции следует считать то, насколько она способна привести к коммерческому результату, создать рынки сбыта, оказать влияние на рост конкурентоспособности соответствующих отраслей экономики. Поэтому развитие научно-технического и образовательного потенциалов рассматривается как главное направление государственной инновационной политики.



Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. инновационный путь развития признан одной из приоритетных задач страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической политики – создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.



Для этого в текущей пятилетке, главная идея которой – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз: «человек – инновации – благосостояние», в основу научной, научно-технической и инновационной деятельности будут положены приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315, и приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512.



Реализация указанных приоритетов через государственные программы научных исследований обеспечит дальнейшее углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки и потребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь, и на их основе позволит создать новейшие технологии производства машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, электронной, вычислительной и оптоволоконной техники, строительных материалов, а также медицинские, биологические, тонкие химические и информационные технологии. В отраслях экономики приоритетные направления будут реализовываться через государственные научно-технические программы, направленные на разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска.



Для активизации инновационной деятельности будет обеспечено развитие новых форм инновационной инфраструктуры, таких как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и технополисы, других форм развития научного потенциала крупных предприятий и объединений с целью превращения их в саморазвивающиеся и конкурентоспособные. Большое внимание будет уделено развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого станет разработка технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности национальной экономики.



Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. основными принципами инновационной политики Республики Беларусь должны стать: государственное регулирование инновационных процессов преимущественно экономическими методами, стимулирование деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через совершенствование политики заработной платы, системы налоговых, кредитных и других экономических льгот; ориентация инновационной деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты в целях насыщения внутреннего рынка отечественными конкурентоспособными товарами и выхода наукоемкой продукции на мировые рынки и др.



В прогнозируемом периоде важнейшими задачами политики сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса страны будут: повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и престижа научной деятельности; создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий.



Программой предусматривается расширение международного научно-технического сотрудничества, и в первую очередь Беларуси и России, в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также в рамках двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов. Большое внимание будет также уделено созданию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, условий для привлечения в науку зарубежных инвестиций с учетом последующего использования результатов, укреплению информационно-коммуникационного потенциала страны как условия повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.



В качестве одной из приоритетных задач в сфере государственного управления наукой и инновациями в Республике Беларусь рассматривается развитие национальной инновационной системы как механизма взаимодействия между наукой и производством, организуемой и направляемой государством в интересах распространения инноваций как главного фактора обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.



Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь в 2006 г. одобрена Концепция национальной инновационной системы, в которой целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы определено создание экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.



Предусмотренные Концепцией основные направления государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы включают: создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды; перестройку действующих структурно-функциональных блоков национальной инновационной системы (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; развитие инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства, финансовой инфраструктуры; создание мотивационного механизма инновационной деятельности; развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; подготовку кадров для инновационной деятельности; модернизацию экономики на основе технологических инноваций; государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов национальной инновационной системы.



Реализация обоснованных в Концепции направлений государственной политики, преследующих цель перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития, обеспечивается в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг.



Программа предусматривает максимальное использование имеющихся в стране предпосылок и создание благоприятной экономической и правовой среды для построения национальной инновационной системы как эффективной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых технологиях, продуктах, услугах во всех сферах жизни общества. Определены задания министерствам и концернам по выполнению ряда крупных инновационно-инвестиционных проектов в ведущих отраслях экономики, в том числе по созданию новых предприятий и новых производств на действующих предприятиях с освоением новых технологий, модернизации производственно-технического потенциала, технологическому обновлению основного капитала действующих производств.



В 2009 г. в соответствии с планом реализации Государственной программой инновационного развития осуществлялось выполнение 715 проектов, из них с вводом в эксплуатацию 213 объектов. В этот период создано на основе современных технологий 31 новое производство и важнейшее предприятие, 83 новых производства на действующих предприятиях, модернизировано 99 производств. Обеспечено освоение и выпуск новой продукции по 87 заданиям государственных научно-технических программ. В результате в 2009 г. объем производства инновационной продукции составил более 5 трлн рублей, при этом создано и модернизировано 2407 рабочих мест (всего за время реализации ГПИР – около 10000). Результаты выполнения программы подтверждают, что в Республике Беларусь на основе программно-целевых подходов обеспечено наращивание инновационной составляющей национальной экономики. Одной из ключевых задач нынешнего года станет разработка и принятие Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы

 

См. также:

Законодательство
КРАТКИЙ ДОКЛАД о состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2008 года
Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь
Государственный комитет по науке и технологиям

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011