Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура - Фольклор

Календарно-обрядовая поэзия

 

Календарно-обрядовая поэзия – вид фольклора, который сопровождал аграрные праздники и работу земледельца в течение года. Поэзия белорусского земледельческого календаря включает свыше 20 жанровых и групповых песенных разновидностей. Цикличность календарно-обрядовой поэзии обусловлена круговоротам в природе, чередованием пор года. В поэзии белорусского земледельческого календаря выделяются четыре больших цикла: весенний, летний, осенний, зимний. Каждая пора года, каждый сезонно-производственный период имели соответствующие обряды, обычаи, поверья, песенное сопровождение. Общей в них была широкая аграрная основа, целевая установка, отдельные мотивы.

Наиболее интересными в зимнем цикле являются колядные песни. Словом "Каляды" обозначали период с 24 декабря по 6 января. Это так называемые "святыя вечары" или "святыя днi". Колядой называли еще продукты дарения, которыми одаривали колядовщиков во время колядования, а также сами песни – колядки.

В дни Святок или Коляд молодежь устраивала гадания, в первую очередь девушки гадали о будущем замужестве, о характере и богатстве будущего мужа, о бедности и здоровье и др. Гадания проводились в основном в первый вечер Коляд и в ночь под Новый год, значительно реже – перед Крещением.

Во время колядования и "щедрования" ряженые обходили дворы с исполнением заздравных, величальных песен, наиболее часто ходили с "козой", реже – с "конем", "медведем", "журавлем". Наряду с "козой" в обряде колядования присутствовал в качестве поводыря "дзед", которого также одевали в вывернутый кожух, на спине мастерили ему горб, привешивали бороду из пеньки или льна, на лицо надевали маску из бересты, в руки давали палку, иногда табакерку с золой. Обход колядовщиками домов сопровождался шутками, песнями, весельем. После разрешения хозяев дома "спець Каляду" колядовщики, стоя под окном или войдя в дом, исполняли величально-поздравительные песни, в которых желали хозяевам хорошего здоровья, получения богатого урожая и др. Завершалось колядование песней-просьбой об одаривании. Колядовщиков одаривали колбасами, салом, пирогами, реже деньгами.





Добры вечар таму, хто ў етым даму.

Добры вечар добрым людзям!

А ў етым даму сам пан гаспадар,

Шчодры вечар добрым людзям!

Сам пан гаспадар да й на покуце,

Шчодры вечар добрым людзям!

Да й на покуце ўвесь у золаце,

Шчодры вечар добрым людзям!

Ой, каля яго да й жана яго,

Шчодры вечар добрым людзям!

Ой, каля яе дзетачкі яе,

Шчодры вечар добрым людзям!









Весенние обряды и песни должны были освящать особо ответственный период в жизни земледельца – начало полевых работ, время весенних всходов, выгон животного на пастбище. К весеннему циклу относятся Масленичная неделя, период зазывания весны («Гуканне вясны»), Пасха (Вялікдзень), Юрье, обряд «Вождение и похороны стрелы», русальный комплекс.

Приход весны, прилет птиц обычно отмечался в день Благовещения (25 марта). В честь первого прилета птиц выпекали из теста сорок жаворонков, иногда – сорок вареников или пирожков, которыми угощали детей. В этот день впервые в году начинали качаться на качелях. Девочки-подростки в этот день пели "веснянки" на берегах рек, озер, в холмах, иногда на крышах гумен, сараев. Когда одна группа заканчивала свой куплет, другая подхватывала следующий.





Благаславі, божа,

На ўзгорачку сесці

Вясну загукаці,

Лецечка адмыкаці,

Зіму замыкаці:

Лецечка цяпленька,

Зіма сцюдзёная,

Лецечка ў каточку,

Зіма ў палазочку.





Завершался цикл весенних праздников Троицей – "Сёмухой". Это был праздник в честь расцветшей природы. В этот день дома и дворы украшали молодыми деревцами или ветвями березы, клена, пол устилали аиром.

Летние обряды и песни (Купалье, петровские и жатвенные песни) предназначались для того, чтобы сберечь хлеб в период созревания, поспособствовать успешному сбору урожая.

Летний цикл начинался с дня Ивана Купалы. В этот день (точнее, ночь, поскольку это ночной праздник) зажигают костры на холмах, по берегам рек, водят вокруг костров хороводы, прыгают через костер в одиночку и попарно, плетут венки и пускают их на воду. Накануне Купалы собирали целебные растения. В этот день искали также колдовской цветок счастья – цветущий папоротник. Праздник завершался утром, когда его участники шли смотреть восход солнца и купались в реке или озере.





Ішла Купала сялом, сялом,

Закрыўшы вочкі пяром, пяром.

На Йвана Купала, на Йвана Купала!

[Паўтараецца пасля кожных двух радкоў.]

Закрыўшы вочкі пяром, пяром,

Вітала хлопцаў чалом, чалом.

Вітала хлопцаў чалом, чалом,

Свяціла ночкі агнём, агнём.

Свяціла ночкі агнём, агнём,

Пляла вяночкі шаўком, шаўком.

Пляла вяночкі шаўком, шаўком,

Слыла Купалка цяплом, дабром.

Слыла Купалка цяплом, дабром,

Славу Купалу пяём, пяём.





Завершали летний цикл обряды «зажинок» и «дожинок». Эти обряды выполнялись на ржаной ниве, и им придавалось большое значение, так как от урожая ржи зависела вся жизнь белорусского крестьянина. Особое символико-обрядовое значение придавалось первому и последнему сжатым снопам – так называемому хозяину ("гаспадару") и "жытняй бабе". "Зажинки", или "зажон" начинались в субботу, во вторник, в четверг. Перед тем, как идти зажинать жито, хозяйка вымывала хату, стол застилала белой скатертью, на которую ставила хлеб-соль, надевала чистую светлую одежду, на поле брала с собой хлеб, соль, иногда еще сыр или сало, реже – свечку. Зажинать должна была старшая в доме женщина, при этом "чистая". Придя на поле, жнея здоровалась с житной нивой.





Выпраўляюцца малажайкі

На спраўленне зажынак,

Паглядзець на дабро гаспадаркі

Да прыняць поўны жыта абірак <…>.



Да гатоў жа, гатоў, гаспадыня,

Сустрэчанне ім шчырае,

Рашчыняй, калі ёсць скрыня,

Да бяры нясі мёд з вырая.



Зажиночный сноп несли домой и ставили в красном углу.

Осенний период земледельческого календаря прежде всего, был связан с уборкой яровых, сбором, обработкой льна, засеванием озимых – окончанием полевых работ, он характеризовался доминированием в песнях предсвадебных мотивов, развитием в них лирического начала.



Ой, гаварыла канапелька,

Стоячы ў народзе:

– Адкуль на мяне, канапелечку,

Усё й тыя буйныя ветры?

Як сталі веяць, сталі павяваць,

Канапелечку абіваць.

Ой, гаварыла маладая дзевачка,

Жывучы ў татачкі:

– Адкуль на мяне, маладзеньку,

Усё й тыя добрыя людзі?

Як сталі хадзіць, мёд-віно насіць,

Мяне ў татачкі прасіць.





 

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011