Наука                    Культура                    Сотрудничество                    Библиотека                    Медиатека

EN    


Главная - - Культура

Театр

 

Белорусское сценическое искусство своими корнями уходит в глубокую древность. Элементы театрального действа возникли в народных ритуалах, играх, хороводах. Фольклорное искусство в Беларуси получили широкое распространение и достигло расцвета в творчестве скоморохов, интермедиях школьного театра, батлейке, народной драме. Большинство из них продолжало существовать вплоть до начала ХХ в.

Пышностью, постановочным богатством выделялись многие спектакли частных могнатских городских и усадебных театров, существовавших в XVIII ст. в Несвиже, Слуцке, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве и др. Выдающуюся роль в создании национальной драматургии, организации театра сыграл в XIX ст. писатель, актер и режиссер В.Дунин-Марцинкевич. Его дело в начале ХХ в. продолжили И.Буйницкий – создатель Первой белорусской труппы и Ф.Жданович – создатель Первого товарищества белорусской драмы и комедии, а затем и Белорусского государственного театра, нынешнего Национального академического им. Я.Купалы. Этапными в творчестве этого коллектива в 20-ые годы стали постановки Е.Мировичем его собственных произведений «Машека» и «Кастусь Калиновский» в центральных ролях – В.Крылович. Событиями явились спектакли «Кто смеется последним» К.Крапивы (30-е годы), «Павлинка» Я.Купалы (военный период), «Константин Заслоснов» А.Мовзона, «Лиса и виноград» Г.Фигейреду с Б.Платоновым в главной роли Эзопа (в послевоенное время). Достижения театра были умножены в последующие десятилетия в постановках «Люди на болоте» по И.Мележу, «Трибунал» А.Макаенка, «Вечер» и «Рядовые» А.Дударева, «Разоренное гнездо» Я.Купалы, моноспектакля «Беларусь в фантастических рассказах» по Я.Борщевскому. Вклад в сценическое искусство купаловцев внесли режиссеры Е.Мирович, Л.Литвинов, К.Санников, Б.Эрин, актеры В.Крылович, Б.Платонов, Г.Глебов, И.Жданович, В.Полло, О.Галина, Л.Ржецкая, Л.Рахленко, В.Дедюшко, З.Стомма, И.Шатилло, В.Тарасов, Г.Гарбук, Г.Овсянников, Л.Давидович, М.Захаревич.

В 1926 г. из Белорусской драматической студии, обучавшейся в Москве, в Витебске был создан театр, ныне Национальный академический им. Я.Коласа. Из крупнейших постановок довоенного периода – спектакли «В пущах Полесья» Я.Коласа, «Нестерка» В.Вольского, в последующие годы «Гамлет» У.Шекспира, «Ревизор» Н.Гоголя, «Власть тьмы» Л.Толстого, «Хам» по Э.Ожешко, «Матушка Кураж и ее дети» Б.Брехта, «Васса» по М.Горькому и др. Вклад в развитие актерского искусства внесли А.Ильинский, Т.Сергейчик, Ф.Шмаков, З.Конопелько, И.Матусевич, А.Трус, В.Кулешов, Г.Маркина, С.Окружная, Т.Кокштыс и др. Яркий след в белорусском театре оставил Третий белорусский театр (1920—1937 гг.), особенно творчество драматурга, режиссера, актера В.Голубка.

Ощутимые преобразования в театральном искусстве произошли в начале 90-х годов прошлого столетия и связаны они прежде всего с обретением страной независимости. Активизация культурных процессов выявилась в открытии новых драматических, преимущественно белорусскоязычных театров. Успешно работали режиссёры М. Абрамов, В. Анисенко, В. Барковский, Н. Башева, Г. Боровик, А. Гарцуев, М. Дударева, В. Еренькова, С. Ковальчик, В. Котовицкий, В. Короткевич, Ю. Лизенгевич, Б. Луценко, В. Мазынский, Г. Мушперт, Я. Натапов, Н. Пинигин, В. Раевский, В. Савицкий, Р. Талипов, Н. Трухан, Р. Цыркин и др.

Демократизация общественной жизни обусловила исчезновение цензуры и свободу репертуарной политики, содействовала расширению взаимосвязей с зарубежными деятелями сценического искусства. Новая историческая реальность определила глубинную переориентацию всей отечественной художественной культуры, обусловила поиск новых взаимоотношений с обществом и связей с народной жизнью.

Своеобразие творческой жизни театров конца ХХ – начала ХХI столетия выявилось в повышенном интересе деятелей сцены к белорусской классике и национальной истории. Классические и исторические спектакли по-философски осмысливают разные пласты народной жизни, содействуют пробуждению исторической и культурной памяти. Постановки русской и зарубежной классики приближают авторские размышления над проблемами бытия к мировосприятию современного зрителя. В целом в репертуаре театров наблюдается жанровое и тематическое разнообразие, а в области театральной эстетики происходит значительное обновление сценической образности. Режиссеры и актеры активно используют синтетическую природу театра и изобретательно обживают на драматической сцене выразительные средства других видов искусств – хореографию, пластику, пантомиму, цирковую буффонаду, вокал.

Сегодня в Беларуси работает 19 драматических коллективов. Основной моделью по-прежнему остаётся стационарный театр, параллельно с которым действует театральная антреприза. Активно развиваются международные театральные связи, расширяется фестивальное движение. Все это содействует активному вхождению белорусского театра в контекст европейской, современной культуры.

 

См. также:

Кино

 

Поиск по сайту:
по любому из слов по каждому слову

© Национальная академия наук Беларуси, 2011